Феноза
Франсис
Понж
Посвящается Феноза
Пространство другими словами: Французские
поэты ХХ века об образе в искусстве /
Сост., пер., примеч. и предисл. Б.В.
Дубина. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с. 95-97.
Свет, ясное
дело, слеп - что-то вроде слепого циклопа - и ему необходим
поводырь.
Чем и занимается скульптор со своим резцом.
Альпинист с ледорубом, он готовит свету насечки -
поставить ногу.
«Туда! Нет, секунду. Вот сюда!»
Так он, со всеми предосторожностями, его ведет.
Но и сама
скульптура - в своем роде искусство слепых.
Свет ей совершенно не нужен.
Возьмите какую-нибудь из статуэток Феноза и, зажмурясь, пробегите по
ней пальцами.
Что-то вроде азбуки Брайля.
95
В природе бывают поразительные минуты.
Минуты, когда, казалось бы, замкнутая, безупречная
форма» жертвуя собой, раскрывается. Она теперь - только обертка,
только накидка для другой формы, которую готовила
- которая готовилась внутри ее.
Посмотрите,
как раскрывается стручок, скажем, цератонии. Распечатайте этот конверт,
доставленный деревенским почтальоном. Откройте этот ларчик.
Что и делает Феноза. Вроде бы лепит форму. Но, скорее, наоборот.
Самый важный момент - когда он заносит резец.
А когда все кончено, его фигуры обычно походят на
пустые раковины.
Феноза знает и чувствует культуру. Многие сюжеты
у него взяты из мифов. Он говорил мне, что любит искусство Помпеи, «Примаверу»
с неаполитанской фрески.
О эта Фигура на носу корабля, как ты летишь
вперед, отпущенная матерью на волю!
96
Хочу
предложить Феноза один сюжет. «Талию» Гельдерлина.
«„Все, что захочешь, ангел мой небесный, - воскликнул я, - все, как ты
захочешь!" Тем временем, сам того не замечая, я
завладел ее рукой и с силой прижал ее к своему
рвущемуся из груди сердцу.
Словно пробудившись вдруг ото сна... напуганная...
она высвободилась... со всей возможной мягкостью, но
от ее царственного взгляда я помертвел».
Дорогой
Феноза! Вот шедевр, который вам предстоит однажды отнять у вашей
поразительной, вашей неоправданной скромности.
Февраль 1961
|
|