Наска

 

 

Песчаная равнина Наска длиной 60 км находится в 400 км к югу от перуанской столицы.

 

 

Большинство рисунков расположено на почти квадратном участке, ограниченном с севера рекой Инхенио и с юга рекой Наска. Здесь без видимой системы разбросаны сотни фигур. Некоторые из них изображают животных, другие - птиц. Но подавляющее большинство – это геометрические композиции из трапеций, прямоугольников, треугольников и прямых линий.  Возраст  изображений  пустыни  Наска  определяют,    основываясь    на    керамических черепках, которые втоптаны в линии,  и  данных  радиоуглеродного  анализа найденных там органических остатков. Эти данные указывают на период между 350 г. до н. э. и 600 г. н. э.  Строго  говоря,  эти данные ничего не сообщают о линиях. Возможно, что они  немного  древнее,  поскольку  предметы, послужившие основой для датировки, могли быть принесены людьми в Наска позднее.

 

Наска. Колибри

 

      Линии рисунков представляют собой канавки глубиной двадцать пять, и шириной шестьдесят пять сантиметров, обнажающие более светлые (не окисленные) россыпи камешков, покрывающих все плато.

      На плато обнаружено 12 тысяч полос и линий, 100 спиралей, 788 рисунков, среди которых - 50-метровые колибри, попугай и паук, 80-метровая обезьяна, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, ящерица имеет длину до 188 метров., наконец, 250-метровая птица. Некоторые из геометрических фигур образованы прямыми линиями свыше 8 км в длину.

      Одна из особенностей рисунков Наска - все они выполнены одной линией, которая нигде не пересекается. Роспись плато выполнялась в несколько приемов:  многие геометрические фигуры пересекают более сложные фигуры, частично зачеркивая их.

Наска, Паук

      Первым исследователем рисунков плато Наска был Пол Козок, который занялся их систематизацией и изучением еще в 1939 году. Он обратил внимание на то, что некоторые из  линий  указывают  на  отдельные  звезды  и  созвездия фиксируют разные фазы Луны, а также точки восхода и захода солнца. Совместно с профессором Мазотти из Перуанского военно-географического института П. Козок выдвинул гипотезу, что рисунки и линии Наска - это гигантский астрономический календарь.

      Доктор Филлис Питлуги после изучения взаимного расположения звезд в Наска пришла к выводу, что изображение паука задумано как диаграмма гигантского звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые, как стрела, линии характеризуют изменение склонения трех звезд в Поясе Ориона.

    Десятки лет  интерпретация рисунков в Наска, основанная на их возможной связи с  астрономическими календарями, разделялась многими учеными, пока  проверкой гипотезы не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс, автор монографии "Разгадка тайны Стоунхенджа". Применив ту же компьютерную программу, которая была использована при исследовании Стоунхенджа, с поправкой на широту плато Наска, Дж. Хокинс убедился, что лишь неполных 20 процентов линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что же касается звезд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел. "Компьютер вдребезги разбил теорию звездно-солнечного календаря, - вынужден был признать Дж. Хокинс. - С горечью мы отказались от теории астрономического календаря".

      Желание увидеть в рисунках Наска древнюю обсерваторию и тем самым получить возможность систематизировать, упорядочить то, что сегодня представляется хаотично разбросанными изображениями, - понятно. Непонятно столь сильное огорчение Дж. Хокинса. Гипотеза не подтвердилась, однако культура Наска не стала от этого менее культурной, как не могла она стать и более культурной при положительном результате исследования. Таких словосочетаний сегодня в истории культуры не существует. Культура Наска была, есть и будет культурой Наска -  индивидуальной и неповторимой, как и любая другая древняя культура.

 

        Наиболее опасным заблуждением К.Леви-Строс считает формулу ложного эволюционизма, когда различные существующие состояния человеческих обществ толкуются как разные  стадии, или шаги, единого процесса развития цивилизации, движущейся к одной цели. Мы не можем, например, сравнивать   Стоунхендж и рисунки Наска, исходя из посылок "получилось" и "не получилось". Это будут ложные, посторонние идеям обеих культур, посылки. И  люди эпохи энеолита, и индейцы Наска не были знакомы с идеей прогресса. Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась кумуляцией изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с природой.

 

          Столь  же  давно,  как  и  формула  К. Леви-Строса,  известна  аксиома  А. Я.  Гуревича:  "Мыдолжны задавать людям прошлого наши вопросы, и получать их ответы". Это означает, что, знакомясь с древними текстами, необходимо, в первую очередь, учитывать особенности той картины мира, которая была актуальна для авторов текстов и которая, как правило, принципиально отличается от современной картины мира. Это означает, что при встрече с иной культурой наше восприятие всегда подвержено опасности исторической аберрации - например, мы можем, иногда неосознанно, навязать людям прошлого наши проблемы, увидев в их действиях, в их текстах попытку решить эти проблемы.

 

         Примером исторической аберрации является стремление увидеть в изображениях Наска послания внеземным цивилизациям. Но сама мысль о существовании таких цивилизаций должна быть основана на предположении о наличии в космосе по меньшей мере двух систем - изолированных и не знающих о существовании друг друга. Эта идея не органична картине мира традиционного общества. В модели мира этого общества космос - целостная, упорядоченная, самодостаточная система; в мифах космос - тело первочеловека или дом (одно из значений греч. κόσμος - "государственный строй";  слав. *mirъ (рус. мир) это мир-община как проекция мира-космоса). В космосе, как и в доме, есть разные помещения (уровни), и есть двери , через которые в ритуально отмеченное время происходит общение живых с предками и богами. Это общение в одном пространстве. Небо и звезды - высоко, однако земная и небесная история соединены в одном мифе: люди перемещаются на небо и становятся звездами; на небе живут культурные герои и боги-звезды; у селькупов Млечный путь - след движения мифологического персонажа; в мифологиях американских индейцев широко распространен мотив "жены небесного светила" (в мифах этого типа рассказывается о женщинах-индеанках, которые захотели стать женами двух звезд).

 

      Несомненно, рисунки Наска были связаны с ритуалами. Здесь обнаружено около 100 лабиринтообразных фигур, а важная роль лабиринта в ритуале зафиксирована у многих народов. Индейцы изображали лабиринт на стенах построек, на скалах, в вышивке, на культовых предметах. В некоторых традициях лабиринты отмечают входы в подземный мир, часто в лабиринтах и в связанных с ними ритуалах отражалась идея о связи неба (Солнца) и подземного мира. Рисунки птиц и животных могли изображать тотемных предков, и не исключено, что рисунки являются земной проекцией наблюдаемых на небе созвездий-предков.

 

      Рисунки Наска можно и нужно интерпретировать как послания, однако эти послания написаны на языке, предназначенном для общения людей и богов ( своих богов ), на языке, хорошо понятном и тем и другим. Возможно, рисунки Наска выполняли магические функции, наряду с песчаными рисунками (гораздо меньшего размера) в традиции ика (последние использовались индейцами навахо при врачевании, в ритуалах вызывания дождя и т.п.).

 

    Изображения, исполняемые древним человеком, можно рассматривать как ритуал, в ходе которого отдельные, хаотично разбросанные точки, соединяются одной линией, "единой чертой кисти", и образуют мировой пейзаж-текст. Неискушенному зрителю этот текст доступен лишь с изнанки (так с обратной стороны ковер - хаотическое сплетение узлов и линий, которые образуют упорядоченный узор на лицевой стороне). Художник видит ту сторону текста, на которой горы соединены с водами, небо - с землей, человек - с богами, насекомыми, травами и животными. Художник видит точки "органического резонанса", всеобщую связь всех предметов, тел, явлений, переплетение всех судеб.

 

        Художник пишет тексты на теле Земли, Неба и на своем собственном теле. Он находит связь между этими текстами. Он читает их как один Текст.

 

                                    Мандала        Зодиак        Татуировка

 








 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир